Внимание! Перед началом этой процедуры дождитесь полного остывания двигателя.
Снятие
1. Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. параграф 1 главы 5).
2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, в том числе и из блока цилиндров (см. главу 1).
3. Снимите верхний и нижний впускные коллекторы (см. параграф 5).
4. Снимите выпускной коллектор(ы) (см. параграф 6).
5. Снимите генератор (см. главу 5). Выверните болты и отведите насос усилителя рулевого управления в сторону (обратитесь к главе 10).
6. Снимите ремень газораспределительного механизма, зубчатые шкивы распределительных валов и верхний промежуточный шкив (см. параграф 7).
7. Выверните болты крепления задней крышки ремня газораспределительного механизма и снимите ее с блока цилиндров и головок цилиндров.
8. Рассоедините электрические разъемы датчика охлаждающей жидкости и снимите корпус распределения охлаждающей жидкости (рис. 11.8).
Рис. 11.8. Выверните болты и снимите корпус распределения охлаждающей жидкости (А), соединительный шланг (В) следует заменять при каждом снятии впускного коллектора
9. Извлеките распределительные вал(ы) из головки(ок), которую(ые) вы намереваетесь снять (см. параграф 10). Рассоедините электрические разъемы датчика положения распределительного вала и управляющий масляный клапан VVT (см. параграф 8).
10. Выверните болты в задней части головок цилиндров и сдвиньте жгуты электропроводки двигателя в сторону от головок.
11. Используя шестигранную биту или внутренний шестигранный ключ на 8 мм, выверните соответствующие болты (по одному в каждой головке) (рис. 11.11).
Рис. 11.11. Выверните болт с помощью шестигранной биты на 8 мм
12. Используя 12-гранную торцевую головку, отпустите остальные болты крепления головки цилиндров по ¼ оборота за подход до появления возможности для их вывинчивания рукой. Выверните и снимите их вместе с закаленными шайбами. Следуйте последовательности, обратной рекомендуемой последовательности затяжки (рис. 11.23).
13. Снимите головку цилиндров с блока цилиндров. Если головка не снимается, приложите к ней деревянный брусок и нанесите по бруску удар молотком.
Предостережение. Не вставляйте какие-либо импровизированные рычаги между головкой и блоком цилиндров. Это может привести к повреждению уплотнительных поверхностей и в результате — к утечкам.
14. При необходимости повторите процедуру для другой головки.
Установка
15. Перед установкой головок следует тщательно очистить сопрягаемые поверхности головок и блоков цилиндров.
16. С помощью скребка удалите все следы нагара и материалов старой прокладки, а затем очистите сопрягаемые поверхности с помощью разбавителя лака или ацетона. При наличии масла на сопрягаемых поверхностях на момент установки головки цилиндров прокладка может не уплотниться надлежащим образом, и возникнет утечке. При работе с блоком набейте цилиндры чистой ветошью, чтобы в них не проникла грязь. Для удаления грязи, которая попала в цилиндры, используйте пылесос.
17. Проверьте сопрягаемые поверхности блока и головки цилиндров на наличие забоин, глубоких царапин и других повреждений. Если повреждение незначительно, его можно устранить напильником; если оно велико, единственным вариантом может быть механическая обработка.
18. Используя метчик надлежащего размера, откалибруйте резьбу в отверстиях под болты крепления головки цилиндров, в затем продуйте отверстия сжатым воздухом. Проверьте, чтобы ничего не осталось в отверстиях.
Внимание! При работе со сжатым воздухом обязательно используйте средства защиты глаз.
19. Зажмите каждый болт в тисках и «прогоните» резьбу плашкой, чтобы удалить следы коррозии и восстановить резьбу. Грязь, продукты коррозии, герметик и повреждения резьбы влияют на значение момента затяжки. Измерьте диаметр зоны заплечика головки каждого болта и заверните результаты со значением, указанным в Спецификациях в начале этой главы. Замените все болты, которые слишком вытянуты.
20. Установите новые прокладки, ориентируясь по установочным штифтам в блоке (рис. 11.20).
Рис. 11.20. Установите новые прокладки головок цилиндров соответствующей стороной вверх (проверьте правильность совмещение всех отверстие и винилов охлаждающей жидкости), ориентируясь по штифтам блока
21. Аккуратно установите головку цилиндров не блок, не смещая прокладку.
22. Перед установкой болтов крепления головки цилиндров нанесите немного чистого моторного масла на резьбу.
23. Вверните болты согласно их исходному положению и затяните усилием руки. Следуя рекомендуемой последовательности, затяните болты предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы (рис. 11.23). Не затягивайте болт с головкой под внутренний шестигранный ключ не этой стадии.
Рис. 11.23. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров
24. Отметьте переднюю грань головки каждого болта краской. В качестве альтернативы можете отметить торцевую головку, которую вы используете.
25. Следуя той же последовательности, затяните каждый болт с 12-гранной головкой дополнительно на ¼ оборота (90°) (рис. 11.23).
26. Затяните болт с головкой под внутренний шестигранный ключ предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
27. Повторите всю процедуру для установки другой головки цилиндров.
28. Остальная часть установки выполняется в последовательности, обратной снятию.
29. Заправьте систему охлаждения. Замените моторное масло и фильтр (см. главу 1). Запустите двигатель и проверьте его не наличие утечек.