Рис. 2.82. Топливная система автомобиля с двигателем 1CD-FTV
Рис. 2.83. Блок-схема топливной системы двигателя 1CD-FTV
Для улучшения ремонтопригодности топливопровод соединяется с топливным шлангом при помощи быстросъемного разъема.
Аналогично предыдущей модели на новом двигателе применяется система впрыска с общей топливораспределительной магистралью (common-rail).
Отличия от предыдущих моделей
Для увеличения мощности и снижения токсичности отработавших газов при высокой частоте вращения на новой модели Corolla Verso установлена система впрыска с общей топливораспределительной магистралью (Common-Rail), обеспечивающая высокое давление в топливной системе. В связи с этим в конструкцию топливной системы внесены следующие изменения:
- модифицированы общая топливораспределительная магистраль (Common-Rail), нагнетающий насос и форсунки;
- исключен ограничитель давления;
- установлен разгрузочный клапан.
Общая топливная магистраль высокого давления – Common-Rail
В данной системе топливо под высоким давлением, создаваемым нагнетающим насосом, находится в общей топливораспределительной магистрали. ЭБУ двигателя подает сигналы на форсунки через электронный блок управления силовым приводом, регулируя момент начала впрыска и количество впрыскиваемого топлива.
Нагнетающий насос
Рис. 2.84. Нагнетающие насосы настоящей и предидущей моделей
Вместо 4-плунжерного нагнетательного насоса типа НР2 традиционной конструкции (с внутренним кулачком) на двигателе 1CD-FTV установлен 2-плунжерный НРЗ с внешним кулачком. В результате насос стал более компактным, общая его длина сократилась (рис. 2.84).
Конструктивные особенности
Рис. 2.85. Конструкция нагнетающего насоса
Нагнетающий насос состоит из вала эксцентрика, кулачка, двух плунжеров, четырех обратных клапанов и клапана регулирования подачи топлива (SCV), датчика температуры топлива и подающего насоса.
Кулачок приводит в действие два плунжера, расположенные друг напротив друга.
Принцип работы
Рис. 2.86. Схема работы нагнетающего насоса
При повороте вала эксцентрика кулачок перемещает плунжер А вправо, как показано на рисунке 2.86. Плунжер В (расположенный напротив плунжера А) под действием пружины также перемещается вправо. В результате плунжер В засасывает, а плунжер А вытесняет топливо в магистраль.
Общая топливная магистраль высокого давления – Common-Rail
Рис. 2.87. Общая топливная магистраль высокого давления
Общая топливная магистраль высокого давления служит резервуаром для топлива, нагнетаемого насосом высокого давления. Общая топливная магистраль снабжена датчиком давления топлива и разгрузочным клапаном, регулирующим давление топлива в общей топливной магистрали.
Магистраль Common-Rail состоит из главного резервуара, из которого выходят пять патрубков. Резервуар соединяется с патрубками отверстиями диаметром 1 мм, демпфирующими колебания давления в топливной системе.
Плунжер в разгрузочном клапане открывается и закрывается в соответствии с управляющими сигналами от электронного блока управления силовым приводом (EDU), регулируя, таким образом, давление в общей топливной магистрали. Кроме того, на случай аварии предусмотрена функция сброса давления.
Рекомендация по техническому обслуживанию
Датчик давления топлива имеет уплотняющийся участок (пластично деформирующийся при установке датчика), который обеспечивает герметичность соединения датчика и топливной магистрали; уплотняющийся участок не может использоваться повторно после снятия датчика.
При замене деталей, от которых зависит соосность соединений узла, установите новую топливную трубку высокого давления. Ниже приведен перечень таких деталей.
Новая топливная трубка высокого давления устанавливается при замене: форсунки, общей топливной магистрали, головки блока цилиндров.
Новая трубка подвода топлива к общей топливной магистрали устанавливается при замене: нагнетательного насоса, общей топливной магистрали, блока цилиндров, насоса охлаждающей жидкости, головки блока цилиндров.
Форсунка
Рис. 2.88. Конструкция форсунки
В конструкции форсунки имеются: игла распылителя, плунжер и электромагнитный клапан.
На каждой форсунке указаны ее характеристики в форме величины поправки и кода QR.
Маркировка форсунок содержит различную информацию, например код модели и величины поправки для электронного блока управления, задающего объем и момент начала впрыска топлива.
Рекомендация по техническому обслуживанию
При установке нового ЭБУ двигателя следует записать в него величины поправки всех 4 форсунок с помощью микропроцессорного тестера П. При установке новых форсунок следует ввести их величины поправки в ЭБУ двигателя. Блок управления будет правильно рассчитывать поправки, и точность подачи топлива после замены форсунки не снизится.
Для считывания кода QR необходим специальный сканер, не применяемый дилерами Toyota.
Код QR представляет собой графическую комбинацию квадратных ячеек, при помощи которых закодирован большой объем информации.
В коде QR информация зашифрована в различной форме (цифровой, алфавитно-цифровой, кандзи, кана и двоичной). Данный вид кодировки позволяет зашифровать до 7089 символов.
Код QR (двухмерный) содержит данные по вертикали и горизонтали, тогда как штрих-код содержит информацию только в одном направлении. Следовательно, код QR (двухмерный) является значительно более емким средством записи информации, чем штрих-код.
Принцип работы
Рис. 2.89. Принцип работы топливной форсунки
- a. Когда в обмотку электромагнитного клапана поступает электрический ток, сердечник втягивается вверх.
- b. Игольчатый клапан управляющей камеры открывает канал, по которому начинает поступать топливо.
- c. Давление в управляющей камере падает.
- d. Одновременно топливо через отверстие поступает под плунжер и поднимает его вверх (время срабатывания уменьшается).
- e. В результате игла распылителя, связанная с плунжером, поднимается, и происходит впрыск топлива.