2. Элементы системы включают в себя модуль управления силовым агрегатом (PCM), управляющий масляный клапан VVT (OCV) и звездочку/исполнительное устройство впускного распределительного вала (рис. 5.2 а, б).

Рис. 5.2, а. Управляющий масляный клапан регулируемого газораспределения (ДОП расположен на правом конце головки цилиндров (на стороне пассажира)

Рис. 5.2, б. Исполнительное устройство впускного распределительного вила видно только при снятой крышке головки цилиндров
3. РСМ использует для включения и выключения управляющего масляного клапана входные сигналы от следующих датчиков:
- а) датчика скорости автомобиля (VSS),
- б) датчика положения дроссельной заслонки (TPS),
- в) датчика массового расхода воздуха (MAF),
- г) датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ).
4. Когда управляющий масляный клапан VVT активируется РСМ, он направляет предписанное давление масла от двигателя, чтобы инициировать опережение или запаздывание звездочки/исполнительного устройства впускного распределительного вала.
5. Звездочка/исполнительное устройство впускного распределительного вала оснащена внутренней ступицей, которая закреплена на распределительном вале. Внутренняя ступица содержит набор фиксированных лопаток, на которые воздействует давление масла, чтобы проворачивать распределительный вал. Чем выше давление масла (или расход), тем быстрее будет вращаться исполнительное устройство, вызывая опережение или запаздывание распределительного вала.
6. Когда масло подается к лопаткам со стороны опережения, исполнительное устройство может вызывать опережение распределительного вала вплоть до 21° по часовой стрелке. Когда масло подается к лопаткам со стороны запаздывания, исполнительное устройство начинает проворачивать распределительный вал против часовой стрелки до 0 градусов, что соответствует нормальному положению исполнительного устройства при работе двигателя без нагрузки или в режиме холостого хода. Кроме того, РСМ может направить управляющему масляному клапану сигнал на прекращение подачи масла в оба канала (опережения и запаздывания), чтобы поддержать опережение распределительного вала в текущем положении.
7. При легкой нагрузке двигателя система VVT будет инициировать запаздывание распределительного вала, чтобы уменьшить перекрытие клапанов и стабилизировать мощность двигателя. При средних нагрузках двигателя система VVT будет увеличивать опережение распределительного вала, чтобы увеличить перекрытие клапанов, при этом уменьшая расход топлива и снижая уровень вредных выбросов. При тяжелых нагрузках двигателя на низких оборотах система VVT увеличивает опережение распределительного вала, чтобы обеспечивать более быстрое закрытие впускных клапанов, что способствует повышению крутящего момента в низком и среднем диапазонах оборотов. При тяжелых нагрузках двигателя в диапазоне высоких оборотов система VVT инициирует запаздывание распределительного вала, чтобы замедлить закрытие впускных клапанов для повышения мощности двигателя.
Замена элементов
Применение. Проблемы в электрической цепи управляющего масляного клапане WT вызывают генерирование диагностического кода неисправности и включение на щитке приборов контрольной лампы «CHECK ENGINE» (проверьте двигатель). За сведениями по кодам неисправности обратитесь к главе Б.
Примечание. Большинство проблем в системе VVT вызываются управляющим масляным клапаном и соответствующим фильтром. Для бесперебойной работы этого клапана требуется регулярная замена моторного масла и фильтра.
Фильтр управляющего масляного клапана
8. Закупорка сетчатого фильтра управляющего масляного клапана (OCV) очень часто является причиной проблем в работе системы VVT. Снимите фильтр OCV с задней части головки цилиндров, а затем осмотрите его на наличие закупорки. При необходимости очистите фильтр и установите его на место, используя новое уплотнительное кольцо. Больший конец фильтра должен быть обращен к головке
Управляющий масляный клапан
9. Для замены управляющего масляного клапана (OCV) выверните удерживающий болт и извлеките клапан из головки цилиндров. Клапан расположен на передней стороне головки цилиндров (около цепи газораспределительного механизма). При установке нового клапана используйте новое уплотнительное кольцо. Затяните болт крепления клапана предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
Звездочка/исполнительное устройство распределительного вала
10. Снимите крышку головки цилиндров (см. параграф 4), цепь газораспределительного механизма (см. параграф 6) и впускной распределительный вал (см. параграф 7).
11. Зажмите распределительный вал в тисках на верстак. Зажимать вал следует за шестигранную секцию вала.
Предостережение. Будьте внимательны, чтобы не повредить распределительный вал, его кулечки и шейки.
12. Проследите за тем, чтобы звездочка/ исполнительное устройство не проворачивалась из фиксированного положения. Фиксированное положение — это нейтральное положение, которое принимает исполнительное устройство при работе двигателя в режиме холостого хода и без нагрузки, а также в любой момент времени, когда система VVT не активирована РСМ.
13. Используя средство для очистки тормозной системы, удалите все следы масла с передних шайб и из управляющих масляных отверстий VVT. Наклейте виниловую липкую ленту на все управляющие отверстия, за исключением масляного порта на стороне опережения.
14. Подайте давление воздуха 1.5 кг/см² в масляный порт на стороне опережения и попытайтесь провернуть исполнительное устройство вручную. Исполнительное устройство должно вращаться свободно, без очевидного заедания в направлении увеличения опережения из фиксированного положения.
Примечание. Обязательно наличие герметичного уплотнения между наконечником пистолета сжатого воздуха и отверстием масляного порта опережения, потому что при наличии утечки воздуха на наконечнике пистолета сжатого воздуха или в любом другом управляющем масляном отверстии блокирующий штифт в исполнительном устройстве не будет выходить из установочного отверстия. Если возникает утечка, подайте чуть большее давление воздуха в масляный порт на стороне опережения, чтобы вывести блокирующий штифт из установочного отверстия.
15. Если исполнительное устройство не вращается настолько свободно, как предписано, замените звездочку/исполнительное устройство впускного распределительного вала.
16. Для замены звездочки/исполнительного устройства зажмите распределительный вал в тисках на верстке и отверните гайку.
Предостережение. Не вывинчивайте четыре болта из исполнительного устройства VVT.
17. Снимите звездочку/исполнительное устройство. Если элемент не снимается с распределительного вала, слегка постучите по нему молотком с пластмассовым бойком.
Предостережение. Не пытайтесь разбирать звездочку/исполнительное устройство. Это неразборный узел, собрать его снова невозможно.
18. Смажьте опорную поверхность для звездочки/исполнительного устройства на распределительном вале чистым моторным маслом. Установите звездочку/ исполнительное устройство на вал таким образом, чтобы канавка была совмещена со штифтом. Когда штифт полностью войдет в канавку, проверните звездочку/ исполнительное устройство дальше в правую сторону (сторону запаздывания). Наверните гайку крепления звездочки/ исполнительного устройства и затяните ее предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
Примечание. Убедитесь в том, что звездочка/исполнительное устройство может перемещаться в сторону запаздывания и блокируется в предельном положении на стороне запаздывания.
19. Установите впускной распределительный вал (см. параграф 7), цепь газораспределительного механизма (см. параграф 6) и крышку головки цилиндров (см. параграф 4).