2. Установите болты крепления головки блока цилиндров.
Примечание:
- Болты крепления головки блока цилиндров затягиваются в два этапа.
- Если какой-либо болт крепления головки блока цилиндров сломан или деформирован, замените его.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления.
б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления головки блока цилиндров и пластинчатые шайбы в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжкиi — 49 Нм
Если при затяжке какого-либо болта не достигается требуемый момент затяжки, замените болт.

в) Нанесите метки краской на переднюю часть болтов головки блока цилиндров.

г) Затяните болты головки блока цилиндров на 90, в указанной выше последовательности.
д) Проверьте, что нанесенная краской метка стоит на 90 от первоначального положения.

2. Установите трубки свечей зажигания (если снимали).
а) Очистите отверстия под трубки свечей зажигания в головке блока цилиндров. Удалите масло керосином или бензином.
б) Нанесите герметик на резьбу трубок свечей зажигания и установите трубки в головку блока цилиндров.
в) Используя гайку трубки свечей зажигания и торцевой ключ на 30 мм, затяните трубки свечи зажимания.
- Момент затяжки — 39 Нм
3. Соберите распределительный вал выпускных клапанов (если разбирали).
а) Установите распределительный вал в тиски.
Примечание: будьте осторожны, не повредите распределительный вал.
б) Установите следующие детали:
- (1) Пружинное кольцо шестерни распределительного вала.
- (2) Вспомогательную шестерню привода распределительного вала.
- (3) Пружинную шайбу.
Примечание: совместите направляющие штифты на шестернях с концами пружины.

в) Используя инструмент установите стопорные кольца.

г) Вставьте технологический болт "А" в технологическое отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
д) Используя отвертку, совместите отверстие главной шестерни привода распределительного вала и вспомогательной шестерни, поворачивая вспомогательную шестерню привода распределительного вала по часовой стрелке; затем установите технологический болт (В).
Примечание: не повредите распределительный вал.

е) Совместите зубья главной и вспомогательной шестерни, и затяните технологический болт В.
4. Установите распределительные валы. Примечание: при установке распределительных валов, необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала; поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов.
А. Установите распределительный вал впускных клапанов.
а) Нанесите слой моторного масла на торцевые упорные поверхности распределительного вала.
б) Установите распределительный вал впускных клапанов на 80-115° до установки в ВМТ поршня первого цилиндра.
Примечание: при данных углах выступы кулачков цилиндров №1 и №3 распределительного вала впускных клапанов нажимают на толкатели.

в) Нанесите герметик на крышку подшипника №1, как показано.

г) Установите крышки подшипников в соответствии с маркировкой на их корпусах.

д) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек подшипников.
е) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления крышек подшипников в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 19 Нм

ж) Нанесите консистентную смазку на новый сальник.
з) Используя оправку подходящего диаметра и молоток, установите сальник.
В. Установите распределительный вал выпускных клапанов.
а) Установите установочный штифт распределительного вала впускных клапанов в положение 10 - 45° до ВМТ.
Примечание: при данных углах выступы кулачков №2 и №4 цилиндров распределительного вала впускных клапанов нажимают на толкатели.

б) Нанесите слой моторного масла на торцевые упорные поверхности распределительного вала.
в) Введите в зацепление шестерни привода распределительных валов выпускных и впускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на шестернях.
г) Сохраняя зацепление шестерен, скатите распределительный вал выпускных клапанов в посадочные места его шеек на головке блока цилиндров.
Примечание: если имеются также сборочные метки на шестернях, как показано на рисунке, то не используйте эти метки для установки.

д) Поверните распределительный вал впускных клапанов по часовой стрелке, до тех пор пока распределительный вал выпускных клапанов не установится в опорных шейках без качения.
Примечание: очень важно соблюдать последовательность затяжки болтов крышек подшипников в последующих шагах.
е) Установите крышки подшипников.

ж) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек подшипников.
з) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления крышек подшипников в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 19 Нм

и) отверните технологический болт "В".

к) Поверните распределительные валы и проверьте совмещение меток на шестернях.
5. Поверните распределительный вал и расположите кулачки рабочими выступами вверх, проверьте и отрегулируйте, при необходимости, зазор в приводе клапанов.
Зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):
- впускные — 0,19-0,29 мм
- выпускные 0,28-0,38 мм
6. Установите сегментные заглушки (если снимались).
а) Удалите старый уплотнительный материал.
б) Нанесите герметик на сегментные заглушки, как показано на рисунке.

в) Установите две сегментные заглушки в головку блока цилиндров.

7. Установите зажимы высоковольтных проводов, клапан системы вентиляции картера и шланг от крышки головки блока цилиндров.
а) Установите зажимы высоковольтных проводов (1), затянув болт.
б) Установите клапан системы вентиляции картера (2) предварительно смазав его перед установкой герметиком, шланг (3) и уплотнение (4).
в) Установите шланг системы вентиляции картера (3).

8. Установите крышку головки блока цилиндров.
а) Удалите остатки старой прокладки.
б) Нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано в рисунке.
Примечание: при использовании старой прокладки, смажьте всю поверхность.

в) Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров.
г) Установите крышку головки блока цилиндров и уплотнения трубок свечей зажигания с гайками. Равномерно затяните гайки в несколько проходов.
- Момент затяжки — 23 Нм
Примечание: установите уплотнения трубок свечей зажигания, чтобы их метки располагались, как показались на рисунке.

9. Установите датчик давления масла, предварительно нанеся специальный фиксирующий клей (или герметик) на 2 или 3 витка резьбы датчика.
10. Установите кронштейн генератора и правый крюк для подъема двигателя, затянув три болта.
- Момент затяжки — 42 Нм
11. Установите заднюю крышку ремня привода ГРМ, затянув четыре болта.
- Момент затяжки — 8 Нм
12. Временно установите натяжной ролик и пружину.
а) Совместите отверстие направляющего штифта кронштейна с штифтом.
б) Установите натяжной ролик и болт; не затягивайте болт.
в) Установите пружину натяжителя.

г) Отожмите ролик влево, насколько это будет возможным и затяните болт.
д) Проверьте, чтобы натяжной ролик перемещался свободно.

13. Установите зубчатый шкив распределительного вала.
а) Совместите установочный штифт распределительного вала с пазом под установочный штифт, и установите зубчатый шкив распределительного вала на вал.
б) Затяните болт крепления шкива.
- Момент затяжки — 54 Нм

14. Установите ремень привода ГРМ на зубчатый шкив распределительного вала.
а) Поверните коленчатый вал, до совмещения его установочных меток.
б) Установите и проверьте совмещение меток шкивов коленчатого и распределительного валов.
15. Установите форсунки в топливный коллектор.
а) Установите новые уплотнительные втулки на каждую форсунку.
б) Нанесите тонкий слой топлива на кольцевые уплотнения.

в) Вращая форсунки, нажмите на них к топливному коллектору и установите форсунки.
г) Установите разъем форсунок вверх.

д) Установите четыре новых изолятора и две проставки.
Примечание: втулки лучше приклеить.
е) Установите топливный коллектор вместе с форсунками на головку блока цилиндров.
ж) Временно затяните два болта, крепления топливного коллектора к головке блока цилиндров.
з) Проверьте плавность вращения форсунок.
Примечание: если форсунки равномерно не вращаются, вероятная причина — неправильная установка кольцевых уплотнений. Замените кольцевое уплотнение.
и) Установите разъемы форсунок вверх.

к) Затяните два болта, крепления топливного коллектора к головке блока цилиндров.
- Момент затяжки — 13 Нм

л) Подсоедините разъемы форсунок.
16. Установите впускной коллектор.
а) Установите новую прокладку и впускной коллектор, затянув шесть болтов и две гайки в несколько проходов
- Момент затяжки — 19 Нм
б) Установите два зажима провода двигателя к проводным кронштейнам на впускном коллекторе.
в) Установите два зажима защиты жгута проводов двигателя к болтам крепления верхней крышки ремня привода ГРМ в показанной на рисунке последовательности.

г) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Шланг системы вентиляции картера к впускному коллектору.
- (2) Вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера к впускному коллектору.
- (3) Вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе к газовому фильтру.
- (4) Вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов к впускному коллектору.

17. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Установите электропневмоклапан системы рециркуляции ОГ, затянув болт.
18. Подсоедините шланг возврата топлива к трубке.
19. Подсоедините шланг подвода топлива к топливному коллектору.
а) Временно подсоедините шланг подвода топлива с двумя новыми прокладками и демпфером пульсаций давления топлива.
б) Установите демпфер пульсаций давления топлива.
- Момент затяжки — 34 Нм

в) Установите зажим жгута проводов двигателя и зажим электропроводки.

20. Установите вакуумную трубку.
а) Установите вакуумную трубку, затянув два болта.

б) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Вакуумный шланг (от газового фильтра) к регулятору давления топлива.
- (2) Вакуумных шланг (от регулятора давления топлива) к газовому фильтру.
- (3) Вакуумный шланг клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя к впускному коллектору.
- (4) Вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера.

(5) Два вакуумных шланга клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя.

21. Подсоедините:
- (1) разъем датчика детонации,
- (2) (Модели с системой рециркуляции ОГ) разъем электропневмоклапана системы рециркуляции отработавших газов,
- (3) провод "массы".

22. Установите кронштейн №1 впускного коллектора, затянув два болта.
- Момент затяжки — 42 Нм

23. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Установите клапан системы рециркуляции отработавших газов и вакуумный модулятор.
а) Установите новую прокладку и клапан системы рециркуляции отработавших газов, затянув накидную гайку и две гайки крепления.
Момент затяжки:
- гайки крепления — 13 Нм
- накидная гайка — 59 Нм

б) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Вакуумный шланг (от клапана системы рециркуляции отработавших газов) к каналу "Е" электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
- (2) Вакуумных шланг (от канала "Q" модулятора давления системы рециркуляции ОГ) к каналу "G" электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.

24. Установите кронштейн №2 впускного коллектора и левый крюк для подъема двигателя, затянув болт и гайку.
- Момент затяжки — 42 Нм

25. Установите корпус дроссельной заслонки.
а) Установите новую прокладку на впускной коллектор, выступом вниз.

б) Установите корпус дроссельной заслонки, затянув четыре болта или два болта и две гайки.
- Момент затяжки — 19 Нм
Примечание: используются различные длины болтов: верхние и нижние.
Длина болта:
- верхний — 40 мм
- нижний — 55 мм

в) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Шланг системы вентиляции картера к корпусу дроссельной заслонки.
- (2) (Модели с системой рециркуляции отработавших газов) Два вакуумных шланга (от модулятора давления системы рециркуляции ОГ) к корпусу дроссельной заслонки.
- (3) (Модели с системой улавливания паров топлива) Вакуумный шланг (от термоуправляемого пневматического клапана системы улавливания паров топлива) к корпусу дроссельной заслонки.
- (4) Вакуумный шланг (от клапана управления холостым ходом) к трубке.

д) Подсоедините следующие разъемы:
- (1) Разъем датчика положения дроссельной заслонки,
- (2) Разъем клапана управления холостым ходом.

26. Установите перепускную трубку охлаждающей жидкости.
а) Установите новую прокладку к крышке насоса охлаждающей жидкости.
б) Установите новое кольцевое уплотнение на перепускную трубку системы охлаждения.
в) Нанесите мыльный раствор на кольцевое уплотнение.
г) Подсоедините перепускную трубку охлаждающей жидкости к крышке насоса охлаждающей жидкости.

д) Установите перепускную трубку системы охлаждения, затянув две гайки и два болта.
Момент затяжки:
- гаек — 9 Нм
- болтов — 19 Нм

е) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом к перепускной трубке охлаждающей жидкости.
- (2) Шланг отопителя к перепускной трубке охлаждающей жидкости.
- (3) (Модели с масляным радиатором) Два перепускных шланга охлаждающей жидкости масляного радиатора.

27. Установите выходной патрубок охлаждающей жидкости.
а) Установите новую прокладку, и выходной патрубок охлаждающей жидкости, затянув две гайки.
- Момент затяжки — 15 Нм

б) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Верхний шланг радиатора,
- (2) Перепускной шланг охлаждающей жидкости,
- (3) Шланг отопителя,
- (4) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом,
- (5) (Модели с системой улавливания паров топлива) вакуумный шланг термоуправляемого пневматического клапана (от канала "Р" корпуса дроссельной заслонки),
- (6) (Модели с системой улавливания паров топлива) вакуумный шланг термоуправляемого пневматического клапана (от аккумулятора паров топлива).

в) Подсоедините следующие разъемы:
- (1) Разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости;
- (2) Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости;
- (3) Разъем датчика давления масла.

29. Установите выпускной коллектор.
а) Установите нижний теплозащитный экран к выпускному коллектору затянув три болта.

б) Установите новую прокладку и выпускной коллектор, затянув шесть гаек, равномерно и в несколько проходов.
- Момент затяжки — 49 Нм

в) Установите кронштейн коллектора, затянув болт и гайку и установите приемную трубу.
- Момент затяжки — 42 Нм

г) Установите верхний теплозащитный экран, затянув пять болтов.

30. Установите распределитель.
а) Поверните коленчатый вал по часовой стрелке, и установите разрез распределительного вала впускных клапанов, как показано в рисунке.
![]() | ![]() |
б) Проверьте состояние кольцевых уплотнений и если необходимо замените их.

в) Нанесите тонкий спой моторного масла на кольцевое уплотнение.
г) Совместите разрез муфты с выступом на корпусе
д) Вставьте распределитель, совместите центр фланца с отверстием под болт на головке блока цилиндров.
Примечание: разрез смещен от центра и поэтому распределитель можно вставить только одним способом.

е) Слегка затяните два болта.
ж) Подсоедините высоковольтные провода к свечами зажигания.
з) Подсоедините два разъема распределителя.

31. Установите генератор.
а) Установите генератор шарнирный, стопорный болт (модели с кондиционером) или регулировочный болт (модели без кондиционера). Не затягивайте болты.

б) Установите ремень привода генератора.
в) Отрегулируйте натяжение ремня.
г) Затяните шарнирный болт, стопорный болт (модели с кондиционером) и регулировочный болт (модели без кондиционера)
Момент затяжки:
- шарнирный болт — 54 Нм
- стопорный болт или регулировочный болт — 19 Нм
д) Подсоедините разъем генератора.
е) Подсоедините провод генератора, затяните гайку и установите резиновый колпачок.
ж) Установите зажим электропроводки к зажиму на генераторе.
32. Установите кронштейн троса привода дроссельной заслонкой, затянув два болта,
33. Заполните радиатор охлаждающей жидкостью.
34. Подсоедините тросики управления.
35. Подсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.