2. (2С, 3S-FE) Снимите масляные форсунки.
3. Проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника, часовым индикатором, перемещая шатун вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала.
Стандартный осевой зазор:
- двигатели серии А — 0,150-0,250 мм
- двигатели серии С — 0,080-0,300 мм
- двигатели серии S — 0,160-0,312 мм
Максимальный осевой зазор:
- двигатели серии А — 0,30 мм
- двигатели серии С — 0,40 мм
- двигатели серии S — 0,35 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.
4. Снимите крышку шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника.
а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем правильность сборки.
Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и на шатуны.
б) отверните две гайки (болты) крепления нижней крышки шатуна.
в) Молотком с пластиковой головкой слегка постучите по шатунным болтам и освободите нижнюю крышку шатуна.
Примечание: нижняя половина вкладыша должна остаться в крышке шатуна.
г) Наденьте на выступающие концы болтов кусочки шланга для предотвращения повреждения поверхности шатунной шейки.
д) Очистите шатунную шейку и вкладыши.
е) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на предмет наличия точечной коррозии и царапин. При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал.
Примечание: не перепутайте верхний и нижний вкладыши подшипников.
ж) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперёк шатунной шейки.
з) Установите нижнюю крышку шатуна, совместив установочные метки.
Момент затяжки:
3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE:
- 1-й этап — 25-29 Нм
- 2-й этап — довернуть на 90°
4S-FE — 54 Нм
2С — 65 Нм
Примечание:
- - Не вращайте коленчатый вал.
- - Нанесите немного масла на резьбу болтов и под гайки (под головки болтов 7A-FE) перед их установкой.
и) Снимите нижнюю крышку шатуна, отвернув гайки (болты 7A-FE).
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину зазора шатунного вкладыша.
Зазор шатунного вкладыша:
Двигатель 2С:
- номинальный — 0,044-0,072 мм
- ремонтный (0,25) — 0,043-0,089 мм
- максимальный — 0,10 мм
Двигатели 3S-FE, 4S-FE:
номинальный — 0,024-0,055 мм
ремонтный (0,25):
- 3S-FE — 0,025-0,089 мм
- 4S-FE — 0,023-0,069 мм
максимальный — 0,08 мм
Двигатели 4A-FE, 5A-FE:
- номинальный — 0,020-0,051 мм
- ремонтный (0,25) — 0,019-0,065 мм
- максимальный — 0,08 мм
Двигатель 7A-FE:
- номинальный — 0,020-0,044 мм
- ремонтный (0,25) — 0,019-0,058 мм
- максимальный — 0,08 мм
Если зазор больше максимального, замените подшипники. При необходимости прошлифуйте или замените коленчатый вал. Номинальный и ремонтный размеры коленчатого вала см. далее в подразделе "Проверка и ремонт коленчатого вала".
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы, указанной на крышке подшипника.
Существуют размерные группы вкладышей, обозначенных "1", "2", "3". При этом выступ (метка "перед") на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).
Номинальные размеры вкладышей по их толщине:
Двигатели 2С:
- метка "1" — 1,474-1,478 мм
- метка "2" — 1,478-1,482 мм
- метка "3" — 1,482-1,486 мм
- ремонтный (0,25) — 1,595-1,601 мм
Двигатели 3S-FE:
- метка "1" — 1,484-1,488 мм
- метка "2" — 1,488-1,492 мм
- метка "3" — 1,492-1,496 мм
- ремонтный (0,25) — 1,600-1,610 мм
Двигатели 4S-FE:
- метка "1" — 1,484-1,488 мм
- метка "2" — 1,488-1,492 мм
- метка "3" — 1,492-1,496 мм
- ремонтный (0,25) — 1,605-1,611 мм
Двигатели 4A-FE, 5A-FE:
- метка "1" — 1,486-1,490 мм
- метка "2" — 1,490-1,494 мм
- метка "3" — 1,494-1,498 мм
- ремонтный (0,25) — 1,607-1,613 мм
Двигатель 7A-FE:
- метка "1" — 1,486-1,490 мм
- метка "2" — 1,490-1,494 мм
- метка "3" — 1,494-1,498 мм
- ремонтный (0,25) — 1,607-1,613 мм
л) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.
5. Снимите поршень и шатун в сборе.
а) Развёрткой удалите нагар с верхней части цилиндра, как показано на рисунке.
б) Закройте шатунные болты отрезками шлангов для предохранения коленчатого вала от повреждения.
в) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров.
Примечание:
- - Держите подшипники, шатун и крышку вместе.
- - Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в определённом порядке.
6. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний "назад-вперёд" с помощью отвертки.
Стандартный осевой зазор:
- 2С — 0,040-0,240 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 0,020-0,022 мм
Максимальный осевой зазор — 0,3 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените упорные полукольца.
Толщина упорных полуколец:
2С:
- номинальная — 2,680-2,730 мм
- ремонтная (0,125) — 2,743-2,793 мм
- ремонтная (0,250) — 2,805-2,855 мм
3S-FE, 4S-FE, 5A-FE, 4A-FE, 7A-FE — 2,440-2,490 мм
7. Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры.
а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников в несколько проходов, как показано на рисунке.
б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, отделите и снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).
Примечание:
- - Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами.
- - Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в определённом порядке.
в) Поднимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.
г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на предмет наличия точечной коррозии и царапин.
Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.
з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в указанной на рисунке последовательности.
Момент затяжки:
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 59Нм
- 2С — 103 Нм
Примечание: не вращайте коленчатый вал.
и) Снимите крышки коренных подшипников с нижними вкладышами и упорные полукольца (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального масляного зазора.
Зазор коренного подшипника:
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE:
- номинальный — 0,015-0,033 мм
- ремонтный (0,25) — 0,015-0,053 мм
- максимальный — 0,080 мм
2С:
- номинальный — 0,034-0,065 мм
- ремонтный (0,25) — 0,033-0,079 мм
- максимальный — 0,100 мм
3S-FE, 4S-FE:
подшипник №3
- стандартный — 0,025-0,044 мм
- ремонтный (0,25) — 0,027-0,067 мм
остальные
- стандартный — 0,015-0,034 мм
- ремонтный (0,25) — 0,019-0,059 мм
- максимальный: — 0,080 мм
Если масляный зазор больший чем максимальный, замените подшипники.
Если необходимо, перешлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы. Если номер размерной группы вкладышей невозможно определить, выберите нужный вкладыш по таблице, путем складывания числа размерной группы блока цилиндров с числом размерной группы коленчатого вала. Существует пять стандартных размерных групп вкладышей, обозначенных "1", "2", "3", "4" и "5" соответственно.
20 C
Пример: Метка "2" на блоке цилиндров + метка "1" на коленчатом валу = сумма "3" (необходимого вкладыша №3).
Диаметр постели коренного подшипника блока цилиндров:
Двигатели 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE:
- метка "1" — 52,025-52,031 мм
- метка "2" — 52,031-52,037 мм
- метка "3" — 52,037-52,043 мм
Двигатели 2С:
- метка "1" — 61,000-61,008 мм
- метка "2" — 61,008-61,016 мм
- метка "3" — 61,016-61,024 мм
- рем. (0,25) — 61,000-61,024 мм
Двигатели 3S-FE, 4S-FE:
- метка "1" — 59,020-59,026 мм
- метка "2" — 59,026-59,032 мм
- метка "3" — 59,032-59,038 мм
- рем. (0,25) — 59,020-59,038 мм
Диаметр коренной шейки коленчатого вала:
Двигатели 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE:
- метка "0" — 47,994-48,000 мм
- метка "1" — 47,988-47,994 мм
- метка "2" — 47,982-47,988 мм
- рем. (0,25) — 47,745-47,755 мм
Двигатели 2С:
- Номинальный — 56,994-57,000 мм
- рем. (0,25) — 56,745-56,755 мм
Двигатели 3S-FE, 4S-FE:
- метка "0" — 54,998-55,003 мм
- метка "1" — 54,993-54,998 мм
- метка "2" — 54,988-54,993 мм
- рем. (0,25) — 54,745-54,755 мм
Толщина стенки вкладыша (в центральной части):
Двигатели 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE:
- метка "1" — 2,002-2,005 мм
- метка "2" — 2,005-2,008 мм
- метка "3" — 2,008-2,011 мм
- метка "4" — 2,011-2,014 мм
- метка "5" — 2,014-2,017 мм
- рем. (0,25) — 2,121-2,126 мм
Двигатели 2С:
- метка "1" — 1,979-1,983 мм
- метка "2" — 1,983-1,987 мм
- метка "3" — 1,987-1,990мм
- метка "4" — 1,990-1,994 мм
- метка "5" — 1,994-1,998 мм
- рем. (0,25) — 2,100-2,106 мм
Двигатели 3S-FE, 4S-FE:
Вкладыш №3
- метка "1" — 1,992-1,995 мм
- метка "2" — 1,995-1,998 мм
- метка "3" — 1,999-2,001 мм
- метка "4" — 2,001-2,004 мм
- метка "5" — 2,004-2,007 мм
- рем. (0,25) — 2,113-2,119 мм
Остальные
- метка "1" — 1,997-2,000 мм
- метка "2" — 2,000-2,003 мм
- метка "3" — 2,003-2,006 мм
- метка "4" — 2,006-2,009 мм
- метка "5" — 2,009-2,012 мм
- рем. (0,25) — 2,117-2,123 мм
л) Снимите пластиковые калибры.
8. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
Примечание: уложите коренные подшипники и упорные полукольца в определённом порядке.