Осмотр
Типичные дефекты подшипников
Даже при том, что коренной и шатунный подшипники подлежат замене при капитальном ремонте двигателя, их необходимо тщательно осмотреть, поскольку они могут дать ценную информацию относительно состояния двигателя.
Выход из строя подшипника может происходить из-за недостатка смазки, присутствия грязи или других инородных частиц, перегрузки двигателя или коррозии. Независимо от причины выхода из строя подшипника должна быть устранена причина, вызвавшая выход подшипника из строя прежде, чем двигатель будет повторно собираться.
При осмотре подшипников снимите их и разложите в таком же порядке, как они были установлены на двигателе. Это позволит определить соответствующую шейку коленчатого вала и облегчит поиск неисправностей.
Инородные частицы могут попадать в двигатель различными путями. Металлические частицы могут находится в моторном масле в результате нормального износа двигателя. Мелкие частицы вместе с моторным маслом могут попадать в подшипни ки и легко внедряются в мягкий материал подшипника. Большие частицы, попадая в подшипник, будут царапать подшипник или шейку коленчатого вала. Лучшее предотвращение выхода из строя подшипника по этой причине, тщательно очистите все внутренние поверхности двигателя и содержите их в чистоте при сборке двигателя. Рекомендуется также частая и регулярная замена масла с фильтром.
Недостаточная смазка шеек коленчатого вала может быть вызвана многими разными причинами, такими как высокая температура масла, перегрузка двигателя и утечки масла. Манера вождения автомобилем также оказывает влияние на долговечность подшипника. Полностью открытая дроссельная заслонка при невысоких оборотах двигателя создает высокую нагрузку на подшипники и выдавливание из зоны контакта масляной пленки. Эти нагрузки приводят к появлению трещин в рабочей части подшипника, что ослабляет подшипник и может привести к отрыву антифрикционного слоя от стальной основы.
Движение на короткие расстояния приводит к коррозии подшипников в результате того, что двигатель не выходит на стабилизированную рабочую температуру, при которой удаляются водяные пары и коррозионные газы. Эти пары и газы, конденсируясь в моторном масле, образуют кислоту и осадок. Кислота вместе с моторным маслом попадает к подшипникам и начинается коррозия подшипников.
Неправильный подбор подшипников при сборке двигателя также приводит к выходу из строя подшипников. Подшипники, установленные с предварительным натягом, оставляют недостаточный рабочий зазор подшипника в результате чего уменьшается или отсутствует слой масла для смазки.
Выбор
Если снятые вкладыши подшипников изношены или повреждены, или зазор в подшипнике выходит за пределы допустимого, необходимо выбрать новые подшипники.
Коренные подшипники
Расположение меток идентификации коренных подшипников на двигателе 3VZ-FE V6 | Расположение меток идентификации коренных подшипников на двигателе 5S-FE |
Расположение меток идентификации коренных подшипников на передней части блока цилиндров (А) и на переднем противовесе коленчатого вала (В) на двигателе 1MZ-FE V6
Если номер на коренном подшипнике затерт, прочтите его на поверхности блока цилиндров, сопрягаемой с масляным поддоном. На двигателе 1MZ-FE V6 номера блока находятся на передней части блока цилиндров около первого коренного подшипника, а номера коленчатого вала находятся на первом противовесе коленчатого вала.
Суммирование номера на блоке цилиндров с номером шейки коленчатого вала даст рекомендуемый размер подшипника для двигателей 5S-FE и 3VZ-FE. Для определения размера подшипника на двигателе 1MZ-FE необходимо воспользоваться таблицей.
Определение размера коренного подшипника для двигателя 1MZ-FE
| Общее количество – Номер метки | ||||
Блок цилиндров (А) + Коленчатый вал (В) | 0 – 5 | 6 – 11 | 12 – 17 | 18 – 23 | 24 – 28 |
Используемый подшипник | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Шатунные подшипники
Нанесение меток идентификации на крышку и нижнюю головку шатуна
Если используется стандартный коленчатый вал, необходимо устанавливать шатунный подшипник, номер которого выбит на головке шатуна.
Все подшипники
Помните, что окончательный выбор размера подшипника определяется зазором в подшипнике.