Описание
Электронный блок управления имеет встроенную систему самодиагностики, которая по сигналам датчиков непрерывно отслеживает состояние двигателя. В случае обнаружения неисправности эта система идентифицирует ее и информирует об этом водителя сигналом "CHECK ENGINE" (проверьте двигатель), который высвечивается контрольной лампой, расположенной на приборной панели. Система самодиагностики двигателей 3S-FE, 4S-Fi, 4S-FE, 3S-GE, 3S-GTE, 5S-FE (за исключением ранних моделей) имеет несколько режимов работы: режим обычной (текущей) самодиагностики, режим тестирования и дорожный тест. При работе в режиме обычной самодиагностики, электронный блок управления анализирует различные сигналы (см. ниже таблицу диагностических кодов) и определяет отказавшую систему по выходным параметрам, зафиксированным соответствующим датчиками или исполнительными механизмами. Световой предупредительный сигнал на приборной панели информирует водителя о наличии неисправности (однако, не все коды высвечиваются на приборной панели). Сигнал выключается автоматически сразу после устранения неисправности. Однако электронный блок хранит (запоминает) в своей памяти коды неисправностей (кроме кода №16), связанных с соответствующими отказами, до тех пор, пока диагностическая система не очистится (не "сбросит" информацию) путем отключения предохранителя "EFI" при выключенном зажигании.
Диагностический код может быть определен по числу миганий контрольной лампы "CHECK" при замкнутых выводах "ТЕ1" и "E1" диагностического разъема. При наличии 2-х и более неисправностей их индикация начинается с наименьшего кода (имеющего наименьший номер) и далее продолжается по возрастающей.
В режиме проверки (тестирования) систем при наличии неисправностей блок электронного управления также зажигает сигнальную лампу на приборной панели, высвечивая дополнительно коды тех неисправностей, которые не обнаруживаются в режиме нормальной (текущей) самодиагностики (кроме кодов №42, 43 и 51). При этом клеммы "ТЕ2" и "Е1" диагностического разъема должны быть замкнуты, как показано ниже.
В режиме-тестирования даже после устранения неисправности ее код сохраняется в памяти блока электронного управления после выключения зажигания (кроме кодов №42, 43 и 51) аналогично тому, что имеет место при текущей самодиагностике. Выбор вида самодиагностики ("текущая" или "тестирование") осуществляется соответствующим замыканием выводов "ТЕГ, "ТЕ2" и "Е1" диагностического разъема, как будет показано ниже.
Режим тестирования используется при поиске неисправностей которые труд но определить в режиме обычной (текущей) самодиагностики (например, нарушение контакта).
Самодиагностика при тестировании может использоваться специалистами при соблюдении соответствующей процедуры подключения выводов диагностического разъема и определенной последовательности операций. Применение дорожного теста преследует следующие цели: воспроизведение (имитация) ездовых режимов, в которых выявляется данный диагностический код и проверка полноценности выполненных ремонтных работ.
Контрольная лампа неисправностей двигателя "CHECK ENGINE"
1. Контрольная лампа индикации неисправности "CHECK ENGINE" — предупреждающий световой сигнал, представляющий собой световое табло на панели приборов, зажигается при включенном зажигании и при неработающем двигателе.
2. После запуска двигателя лампа "CHECK ENGINE" должна погаснуть. Если же лампа индикации продолжает гореть при работающем двигателе, это значит, что система диагностирования предупреждает о наличии неисправностей.
Вывод диагностических кодов (режим обычной самодиагностики)
Для получения выходного диагностического кода необходимо выполнить следующие процедуры.
1. Проверьте начальные условия.
- а) Напряжение аккумуляторной батареи — не ниже 11 вольт,
- б) Дроссельная заслонка - полностью закрыта (выводы датчика "IDL" положения дроссельной заслонки — замкнуты),
- в) Рычаг управления коробкой переключения передач — в нейтральном положении (селектор АКПП в положении "Р").
- г) Все дополнительное оборудование в выключенном положении (OFF).
- д) Двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры.
2. Включите зажигание, но не запускайте двигатель. Контрольная лампа "CHECK ENGINE" должна гореть.
3. Замкните накоротко выводы "ТЕ1" и "Е1" диагностического разъема, при этом контрольная лампа неисправностей должна погаснуть и начать мигать.
Примечание: если мигание контрольной лампы не наблюдается, значит выводы диагностического разъема не перемкнуты.
4. Прочтите диагностический код по количеству миганий (вспышек) контрольной лампы неисправностей "CHECK ". (Диагностические коды см. ниже в таблице).
Вид диагностического кода зависит от типа электронного блока управления и от вида неисправности.
Форма диагностических кодов
а) Нормальная работа системы (отсутствие неисправности).
Световое табло контрольной лампы загорается и гаснет с интервалом в 0,26 секунды.
б) Индикация кода неисправностей.
При наличии неисправности лампа мигает каждые 0,52 секунды. Первая последовательность вспышек соответствует первому числу диагностического кода, состоящего из двух чисел. После паузы в 1,5 секунды выводится вторая последовательность вспышек, соответствующая второму числу кода. При наличии двух и более кодов неисправностей при выводе между ними устанавливается интервал в 2,5 секунды.
После того как все коды выведены, наступает пауза в 4,5 с, а затем все они повторяются, пока выводы "ТЕ1" и "Е1" диагностического разъема замкнуты накоротко.
Примечание: в случае нескольких кодов неисправностей, их индикация начинается с меньшего кода и продолжается по возрастающей.
в) Электронный блок управления с 2-х стадийным алгоритмом определения неисправностей.
Электронный блок управления этих двигателей использует двухстадийный алгоритм определения неисправности.
1 - фиксация неисправности первый раз (предварительное занесение в память),
2 - фиксация неисправности во второй раз (загорается контрольная лампа),
3 - зажигание выключено,
4 - второй цикл,
5 - первый цикл,
6 - замок зажигания включен.
При записи кодов "21" и "25" используется двухстадийный алгоритм. Он заключается в том, что при проявлении неисправности в первый раз, ее код временно заносится в память электронного блока управления. Если эта же неисправность фиксируется во время второго испытательного ездового теста, то в этом случае контрольная лампа. Второй ездовой тест проводится повторно в том же режиме. (Однако между первым и вторым испытательным ездовым циклом зажигание должно быть выключено).
При самодиагностике в режиме тестирования (второй режим системы самодиагностики) контрольная лампа включается при первом проявлении неисправности.
5. По окончании диагностирования, отсоедините провод от диагностического разъема.
Вывод диагностических кодов (самодиагностика в режиме тестирования)
Примечание:
- По сравнению с обычным режимом самодиагностики, самодиагностика в режиме тестирования обладает дополнительными возможностями при определении неисправностей.
- Это позволяет определить неисправности в электрических цепях системы пуска, системы кондиционирования воздуха, а также в электрической цепи сигнализатора нейтрального положения рычага переключения передач ("выключателя" нейтрали).
- Более того, самодиагностика в режиме тестирования позволяет определять неисправности, которые фиксируются и обычной самодиагностикой.
Для получения выходного диагностического кода в режиме тестирования необходимо выполнить следующие процедуры.
1. Проверьте начальные условия.
а) Напряжение аккумуляторной батареи — не ниже 11 вольт.
б) Дроссельная заслонка — полностью закрыта.
в) Рычаг управления коробкой переключения передач - в нейтральном положении (селектор АКПП в положении "Р").
г) Все дополнительное оборудование выключено.
д) Двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры.
2. Выключите зажигание (OFF).
3. Замкните накоротко с помощью подходящего провода выводы "ТЕ2" и "Е1" диагностического разъема.
4. Включите зажигание (ON), и система самодиагностики будет функционировать в режиме тестирования.
Примечание. Подтверждением того, что система самодиагностики функционирует в режиме тестирования, является мигание контрольной лампы "CHECK" при включенном зажигании. При этом время между концом и началом последовательных импульсов (вспышек), то есть скважность импульсов, составляет 0,131 с.
5. Запустите двигатель и начните движение автомобиля со скоростью 10 км/ч или выше.
6. Имитируйте ситуации, в которых по описанию клиента проявляется неисправность.
7. Перемкните с помощью подходящего провода контакты "ТЕ1" и "Е1" диагностического разъёма.
8. Прочтите диагностические коды по количеству вспышек контрольной лампы "CHECK".
9. По окончании диагностирования, отсоедините провода от диагностического разъема.
Примечание:
- Система не перейдет в режим тестирования если контакты "ТЕ2" и "Е1" будут перемкнуты после того, как включено зажигание.
- Если не провести 5-ю ступень испытательного цикла (дорожного теста), то сигналы системы пуска (стартера) и скорости автомобиля будут зафиксированы электронным блоком как неисправности, и контрольной лампой будут выведены коды № 42 и № 43.
- Если рычаг управления автоматической трансмиссией находится в положениях: "D", "2", L" или "R", или, если включен (ON) кондиционер, или, если полностью нажата педаль акселератора, то выводится код №51 ("включение кондиционера"), что, однако, не является признаком неисправности.
Стирание диагностического кода
1. После ремонта неисправного узла диагностический код сохраняется в памяти электронного блока управления. Поэтому он должен быть удален (стерт) путем отключения предохранителя EFI системы впрыска (при выключенном зажигании). Предохранитель расположен в распределительной коробке. Время отключения (не менее 10 с) зависит от температуры окружающей среды (чем ниже температура, тем дольше предохранитель должен быть отключен).
Примечание:
- Стирание может быть также выполнено путем отключения отрицательной (-) клеммы аккумуляторной батареи. Но в этом случае другие системы с "памятью" (часы и др.) также "вычистятся".
- Если диагностический код не стереть, то он сохранится в памяти электронного блока управления и будет появляться вместе с новым кодом в случае появления будущей неисправности и введет в заблуждение.
- В случае необходимости отключения (снятия) аккумулятора необходимо сначала прочитать коды.
2. После операции стирания необходимо выполнить ездовой тест и убедиться, что код "нормальной работы" выводится контрольной лампой "CHECK ENGINE".
Если тот же диагностический код вновь будет выведен контрольной лампой "CHECK ENGINE", это означает, что ремонтные работы выполнены неудовлетворительно.
Индикация диагностики
1. Электронный блок управления включает в себя ниже перечисленные коды неисправностей (см. таблицу ниже) и среди них — код нормальной работы двигателя.
2. Если в одно и то же время появляются 2 и более вида неисправностей, то в первую очередь выводится код, имеющий наименьший номер, а далее — по мере нарастания номеров.
3. Все коды неисправностей, зафиксированные в дорожном цикле сохраняются в памяти электронного блока управления с момента регистрации до момента стирания ("сброса"), кроме кодов №16, 42 43, 51.
4. После устранения неисправности коды неисправностей не выводятся с помощью контрольной лампы "CHECK ENGINE", но сохранятся в памяти электронного блока управления, за исключением номеров кодов, указанных в предыдущем пункте.