Примечание:
- Тщательно очистите все детали, предназначенные для сборки.
- Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, образующие узлы вращения или скольжения.
- Замените все прокладки, кольцевые уплотнения и сальники новыми.
1. Установите вкладыши коренных подшипников.
Примечание (3S-FE, 4S-FE). Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19,2 мм и 22,9 мм. Вкладыши шириной 22,9 мм соответствуют коренной шейке Nq3, а вкладыши шириной 19,2 мм — остальным коренным шейкам.
Верхние вкладыши коренных подшипников имеют смазочный канал и смазочные отверстия.
3S-FE, 4S-FE
а) Совместите выступы верхних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте вкладыши.
б) Совместите выступы нижних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) в крышках коренных подшипников и установите их.
Примечание: каждая крышка коренного подшипника пронумерована.
2. Установите верхние упорные полукольца в постель блока коренного подшипника №3, смазочными канавками, направленным наружу.
3. Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
4. Установите крышки коренных подшипников и упорные полукольца.
а) Установите два упорных полукольца на крышку подшипника №3, сориентировав масляные канавки наружу.
б) Установите пять крышек коренных подшипников.
Примечание: каждая крышка подшипника имеет номер и метку "перед".
в) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников.
г) Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипников в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
Момент затяжки:
- 3S-FE, 4S-FE — 58 Нм
- 3C-T — 103 Нм
д) Ввернув болт и используя ключ проверьте, чтобы коленчатый вал вращался равномерно и без заеданий.
е) Используя стрелочный индикатор, измерите осевой зазор коленчатого вала, при перемещении коленчатого вала отверткой (см. выше).
Если осевой зазор больший чем максимальный — замените упорные полукольца.
5. Установите поршень и шатун в сборе.
а) Наденьте на резьбовые части шатунных болтов куски шлангов для предотвращения повреждения шеек коленчатого вала.
б) Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки "перед" на поршнях по направлению к передней части двигателя, как показано на рисунке.
6. Установите нижние крышки шатунов.
А. Установите нижние крышки шатунов на шатуны.
а) Проверьте соответствие нумерации крышек шатунных подшипников и шатунов,
б) Установите нижние крышки шатунов, так чтобы метки "перед" были обращены к передней части двигателя.
Б. Установите гайки на шатунные болты.
Примечание:
- Гайки затягиваются в два этапа.
- Если какой-нибудь из шатунных болтов сломан или деформирован, замените его.
а) Нанесите слой моторного масла на резьбу болтов, под гайки крышек шатунов.
б) Проведите первичную затяжку гаек крышек шатунов равномерно в несколько проходов.
Момент затяжки:
- ЗС-Т — 66 Нм
- 4S-FE — 54 Нм
- 3S-FE (1-й этап) — 25 Нм
- 3S-FE (2-й этап) — довернуть на 90°
в) Пометьте краской болты и гайки, как показано на рисунках.
г) Доверните гайки на 90°, как показано на рисунках.
д) Убедитесь, что метки на гайках теперь расположены под 90° по отношению к метке на шатунных болтах.
Если какая-либо гайка не затягивается указанным моментом, замените болт и гайку.
(Все двигатели)
е) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно и без заеданий.
ж) Используя стрелочный индикатор, измерите осевой зазор при перемещении шатуна назад и вперед, (см. выше.)
Если осевой зазор больший чем максимальный, замените шатун в сборе. Если необходимо, замените коленчатый вал.
7. Установите новую прокладку и держатель заднего сальника, затянув шесть болтов.
- Момент затяжки — 13 Нм