Примечание: проверку и регулировку зазора в приводе клапанов производите на холодном двигателе.
Двигатели 3S-FE, 4S-FE
1. Снимите кронштейн троса привода дроссельной заслонки (если мешает снятию головки блока цилиндров).
а) Отсоедините тросы управления от тяги дроссельной заслонки.
б) Отверните два болта и снимите кронштейн крепления троса привода акселератора.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3603.jpg)
2. Снимите крышку головки блока цилиндров.
а) Отсоедините четыре высоковольтных провода от зажима, на крышке головки блока цилиндров.
б) Отсоедините высоковольтные провода за резиновые колпачки. Не натягивайте высоковольтные провода.
Примечание: натяжение или изгиб проводов может вызвать их внутренние повреждения.
в) Отсоедините два шланга системы вентиляции картера от впускного коллектора и крышки головки блока цилиндров.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3604.jpg)
г) Отсоедините шланг возврата рабочей жидкости насоса гидроусилителя от защиты жгута проводов.
д) Снимите два зажима защиты жгута проводов от болтов крепления крышки №2 ремня привода ГРМ, в показанной на рисунке последовательности.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3605.jpg)
е) Отверните четыре гайки, снимите уплотнение трубок свечей зажигания, крышку головки блока цилиндров и прокладку.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3606.jpg)
Примечание: расположите уплотнения трубок свечей зажигания в последовательности обратной снятию, для правильной их установки, чтобы минимизировать возможность утески масла.
3. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.
а) Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с установочной меткой "0" на нижней крышке ремня привода ГРМ.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3607.jpg)
б) Проверьте, чтобы толкатели клапанов цилиндра №1 были свободны, а толкатели клапанов цилиндра №4 — зажаты.
Если нет, поверните коленчатый вал один оборот (360°) и совместите метку как указывалось выше.
4. Проверьте зазор в приводе клапанов.
а) Проверьте зазор в приводе клапанов, обозначенных на рисунке.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3608.jpg)
- Используя щуп, измерьте зазор между толкателем и распределительным валом.
- Запишите результаты — измерений зазора в приводе клапанов. Они будут использоваться позже для определения необходимой регулировочной шайбы при замене.
Зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):
- впускные — 0,19-0,29 мм
- выпускные — 0,28 - 0,38 мм
б) Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и совместите метки как указывалось выше.
в) Измерьте зазор в приводе клапанов обозначенных на рисунке.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3609.jpg)
5. Отрегулируйте зазор в приводе клапанов.
а) Снимите регулировочную шайбу.
- Поверните коленчатый вал так, чтобы рабочий выступ кулачка распределительного вала находился наверху.
- Расположите толкатель, как показано на рисунке.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3610.jpg)
Используя специнструмент (А), прижмите толкатель, и разместите специнструмент (В) между распределительным валом и толкателем.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3611.jpg)
Снимите специнструмент (А).
Снимите регулировочную шайбу с помощью маленькой отвертки и магнитного стержня.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3612.jpg)
б) Определите размер новой регулировочной шайбы следующим методом:
Используя микрометр, измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.
Вычислите толщину новой регулировочной шайбы тек, чтобы клапанный зазор находился в пределах указанных значений.
Толщина снятой регулировочной шайбы — Г
Измеренный зазор в приводе клапанов — А
Толщина новой регулировочной шайбы — N
- впускной — N = Т + А (- 0,24 мм)
- выпускной — N - Т + А (- 0,33 мм)
Подберите новую регулировочную шайбу с толщиной как можно ближе к расчетному значению.
Примечание: регулировочные шайбы имеют 17 размеров (значений толщины) от 2,50 мм до 3,30 мм через 0.05 мм.
в) Установите новую регулировочную шайбу в толкатель. Используя специнструмент (А), прижмите толкатель, и снимите специнструмент (В).
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3613.jpg)
г) Повторно проверьте зазор в приводе клапанов.
6. Установите крышку головки блока цилиндров.
а) Удалите старый уплотнительный материал и нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано в рисунке.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3614.jpg)
б) Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров.
в) Установите крышку головки блока цилиндров и четыре уплотнения трубок свечей зажигания, затянув гайки.
Момент затяжки — 23 Нм
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3615.jpg)
г) Установите защиту жгута проводов двигателя, затянув два болта крепления к верхней крышке ремня привода ГРМ, в последовательности обратной снятию.
д) Установите шланг возврата рабочей жидкости насоса гидроусилителя к защите жгута проводов.
е) Подсоедините два шланга системы вентиляции картера к впускному коллектору и крышке головке блока цилиндров.
ж) Установите высоковольтные провода в зажим, на крышке головки блока цилиндров и подсоедините их к свечами зажигания.
з) Установите две прокладки на крышку головки блока цилиндров
и) Установите крышку головки блока цилиндров, шайбы и затяните винты в несколько подходов.
7. Установите кронштейн троса привода дроссельной заслонки, затянув два болта и подсоедините тросы управления к тяге дроссельной заслонки.
Двигатель ЗС-Т
1. Отсоедините трос акселератора
2. Снимите четыре зажима и отсоедините жгут проводов.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3616.jpg)
3. Отсоедините два вакуумных шланга
4. Отсоедините шланг вентиляции картера.
5. Отверните три болта и отодвиньте вакуумную трубку в сторону.
Примечание: не отсоединяйте вакуумный шланг.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3617.jpg)
6. Отверните два болта, снимите два зажима и отделите боковую защитную крышку от правого переднего крыла.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3618.jpg)
7. Снимите крышку головки блока с вакуумным насосом
а) Снимите заглушку крышки №2 ремня привода ГРМ.
б) Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке пока метка на шкиве распредвала не установиться внизу.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3619.jpg)
В этой позиции поршень вакуумного насоса находится в НМТ и сжатие пружины становится наименьшим.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3620.jpg)
1 - предохранительный клапан,
2 - поршень,
3 - шток,
4 - подшипник,
5 - кулачок вакуумного насоса,
6 - распределительный вал,
7 - пружина,
8 - крышка головки блока.
в) Отверните два болта крышки №2 ремня привода ГРМ.
г) Отверните болт крепления жгута проводов.
д) Отверните 10 болтов и снимите крышку с насосом.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3621.jpg)
8. Измерьте зазоры в клапанах.
- Впускных — 0,20-0,30 мм
- Выпускных — 0,25-0,35 мм
9. Регулировка тепловых зазоров в клапанах.
а) Поверните коленчатый вал так, чтобы выступ кулачка распределительного вала был направлен вверх.
б) Расположите выемку в толкателе клапана так, чтобы она была обращена в сторону впускного коллектора.
в) Используя специальное приспособление (А), нажмите вниз на толкатель клапана и установите специальное приспособление (В) между распределительным валом и толкателем клапана.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3622.jpg)
г) С помощью маленькой отвертки и магнитного стержня удалите старую регулировочную шайбу.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3623.jpg)
д) Измерьте микрометром толщину снятой регулировочной шайбы. Подсчитайте толщину новой регулировочной шайбы таким образом, чтобы расчетный зазор удовлетворял приведенным в технических условиях значениям:
- Т — толщина снятой шайбы, мм
- А — измеренный зазор, мм
- N — толщина новой шайбы, мм
- Впускной клапан — N = Т + [ А - 0,25 мм]
- Выпускной клапан — N =Т + [А - 0,30 мм]
Подберите регулировочную шайбу толщиной, наиболее близкой к расчетной.
Примечание: регулировочные шайбы бывают 25 размеров: от 2,20 мм до 3,40 мм с шагом 0.05 мм. Толщина отштамповывается на шайбе.
е) Установите новую регулировочную шайбу в толкателе клапана.
ж) Используя специальное приспособление (А), нажмите вниз на толкатель клапана и снимите приспособление (В).
Снова проверьте зазор в клапане.
10. Установка крышки головки блока цилиндров в сборе с вакуумным насосом.
а) Установите шкив распределительного вала меткой вниз.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3624.jpg)
б) Удалите остатки старого герметика.
в) Нанесите герметик на головку цилиндров в местах, указанных на рисунке.
![](https://www.toyotaman.ru/img/camry/3625.jpg)
г) Установите крышку головки блока, закрепив десятью болтами.
- Момент затяжки — 13,5 Нм
д) Затяните болт крепления жгута проводов.
е) Установите и затяните два болта крышки №2 ремня привода ГРМ.
Момент затяжки — 7,5 Нм
11. Установите боковую защитную крышку на правое переднее крыло, закрепите ее болтами и зажимами
12. Пододвиньте на место вакуумную трубку. Затяните три болта.
Момент затяжки — 7,5 Нм
13. Подсоедините шланг вентиляции картера.
14. Установите жгут проводов и закрепите его четырьмя зажимами.
15. Подсоедините два вакуумных шланга.
16. Подсоедините трос акселератора.